Обрезание. История, Традиции и Религия

Материалы совместного XVIII конгресса Европейской ассоциации урологов (EAU)  и XIV конгресса Европейского общества детских урологов (ESPU) Мадрид 12-15марта 2003.

Обрезание известно с незапамятных времен и вместе с трепанацией черепа считается одной из наиболее древних хирургических операций выполненных человеком. В некрополе Сахары на берегах древнего Нила, обнаружено первая значительная  запись Церемонии обрезания в 2400 году до нашей эры. На стенах гробницы Фараона Анкхамора обнаружен барельеф запечатляющий сцену, на которой, в большой вероятностью, выполняется ритуальное обрезание у молодого  юноши (Рис.2).

Рис.1. Сцена обрезания на стенах некрополя в Сахаре. Египет, 2400 до н.э.

Обрезание  в религии Иудаизма

Позднее в соответствии с Old Testament (Святое писание Талмуд), обрезание у евреев было введено Абрамом, к которому  Господь обратился с речью «каждый мальчик вокруг тебя должен быть обрезан». Обещание это Абрамом  было выполнено, и наследовалось на земле Канаана (Canaan), без попыток изменения как религиозный обряд посвящения в веру.

Это стало обязанностью  каждого отца еврея сделать своему сыну обрезание. Евреи традиционно обрезали крайнюю плоть в строгом соответствии с ритуалом.  Человек, который выполнял хирургическое вмешательcтво, назывался мохел (mohel), и был верным  и практическим  единомышленником всех  заповедей Иудаизма.

В средние века церемония выполнялась преимущественно в Синагоге

Рис.2. Сцена обрезания в доме Датского еврея. Гравюра B.Picart, Амстердам 1739
Рис. 3. Серебрянный нож, который использвался для обрезания

Нидерланды, начало 16 века.
A Б
Рис.4  А. Титульная страница рукописной книги, которую использовал  мохел (Венна  1728г.) Книга содержит детальные инструкции по ритуалу обрезания. Б. Инструменты и обязательная утварь обряда обрезания

Обрезание в Исламском мире – Оттаманской Империи (the Ottoman Empire)

 

Обрезание проводят во всем Исламском мире(Рис.5). Это традиционный, но не обязательный акт,  поскольку в Коране (главной книге Ислама) нет специальных указаний по этому поводу. Однако, фестивали относящиеся к этому ритуалу  существуют в различных регионах и местных культурах.

Рис.5. Процедура иссечения крайней плоти (Fatih  National Library Istanbul)

В Оттоманской Империи (Турция) серемония обрезания была  важным социальным событием, особенно когда обрезание проводили принцам королевской семьи.  В  таких случаях вместе с сыновьями Султана хирургическую процедуру обрезания  проходили еще  от 3000 до 10 000 мальчиков из среднего социального класса (Рис.6,7).

Рис.6. Два принца едут в украшенной карете во время ритуала обрезания (Topcapi and Palace Museum Library)
Рис.7. Принцы во время ритуала обрезания идут вместе с придворными во Дворец Topcapi высокого ранга во Дворец Topcapi
(Topcapi and Palace Museum Library)

Это событие было всегда организовано как огромный праздник, который продолжался  10-15 дней, а в отдельных случаях даже до 55 дней.

Согласно с действующим обычаям  ритуала обрезания праздник имел большую программу развлечений. Султан и гости пира отведывали специально приготовленные  деликатесы, наблюдали  за  спортивными состязаниями, фейерверками, слушали народные песни, смотрели драматические постановки и зажигательные национальные танцы.

Обряд Обрезания в Африке

Обрезание у мужчин и ритуальные повреждения половых органов у женщин имеют общее объяснение. Человечество в основе своей  разделено на два пола. И для людей важно было определить истинный пол человека. Гипертрофированный клитор может напоминать половой член, а малые половые губы – крайнюю плоть. Существует мнение у ряда народов мира, что крайняя плоть представляет собой  остаток малых половых губ. Поэтому для подтверждения истинно мужского пола было необходимо удалить все, по их мнению, вторичные признаки женского (крайнюю плоть).

В Африке существует два варианта процедуры обрезания. В Центральной и Западной Африке, а так же на острове  Мадагаскар, крайнюю плоть отсекают одним движением. Иссечение препуциального мешка по венечной борозде практикуют преимущественно Масаии в Восточной Африке.

Рис.8.  А. Вид полового члена после обрезания. Б. Молодой человек на своей кровати после выполненного обрезания.
Рис.9. «Лечебные» процедуты (промывания)  после обрезания.

Традиционные ритуалы и обряды имеют важное значение в социальной жизни каждого человека при переходе из одного периода жизни в другой, а так же при перемене его социального статуса. У многих народов существует традиция ознаменовывать переход из детства во взрослую жизнь через обряд посвящения. Очень часто подобные ритуалы в завершаюшей фазе  связаны с различными манипуляциями на половых органах. Обряд посвящения может длиться довольно продолжительный период. В течении этого  времени кандидаты живут обособленной жизнью в отдельных лагерях вдали от родственников и обучаются необходимым знаниям и навыкам самостоятельной взрослой жизни. В течение обряда повящения  молодые люди проходят символический ритуал смерти и возрождения. 

Рис.10. Мальчишки в новых белых одеждах ожидают финальной церемонии обряда посвящения.

Новая обежда и другая стрижка  на голове символизируют смену статуса данного человека в обществе (племени). Претенденты ( молодые люди прошедшие обряд посвящения считаются полноправными уважаемыми членами племени, имеющими право создать семью. Время проведения обряда посвящения обычно совпадает с пубертатным возрастом (Рис.10.)

Обрезание у мужчин или хирургические процедуры на органах гениталий у женщин выполняемые у разных народов разными способами считаются одним из главных составных частей  обряда посвящения (вступления во взрослую жизнь).